Добро пожаловать всем-всем-всем!

Хоть Проект "Читать не вредно - вредно не читать", для которого создавался блог, и закончился, блог продолжает тему детской и подростковой литературы (книг для детей и подростков и о детях и подростках) для разного возраста и разной тематики. Поэтому здесь особенно приветствуются отклики ребят и девчат!

Другие темы и события, конечно, тоже обсуждаются, если они интересны или необычны!

Приятного всем общения!

четверг, 15 мая 2014 г.

Борис Алмазов "Посмотрите - я расту" (36 неделя проекта) Даже после Победы война может быть рядом!

5 - 11 мая
    В последние дни на праздничной неделе я читал много стихотворений о войне, несколько рассказов о детских судьбах в то страшное время (сборник "Опалённое детство") и ещё замечательную повесть Бориса Алмазова "Посмотрите - я расту". Это книга из серии "Родная речь" издательства "Самокат" (в 3 неделю проекта я уже читал другую книгу из этой серии "Мой добрый папа" В.Голявкина - отзыв). То, что она замечательная - я понял не сразу, а только в середине. А в конце - твёрдо убедился.
    Название меня, честно говоря, сначала не привлекло, а понимаешь его только прочитав всю книгу. В ней рассказывается о первом послевоенном лете в пионерском лагере под Ленинградом.
    Главный герой повести - первоклассник Боря Хрусталёв по прозвищу Хрустя. Фамилия героя мне напомнила фамилию автора. Может быть он писал о себе? Не знаю.
    Война закончилась. Ребята приехали в лагерь отдыхать. Боря - обычный мальчишка, который любит играть в футбол, дразнить и пугать привидениями девчонок, не спать в тихий час и драться подушками. Ему не нравится, когда его несправедливо наказывают воспитатели или не верят приятели. А ещё он очень любит лошадей. Потому что его папа на войне был казаком и воевал, защищая их город, пока не погиб, а на память о нём осталась одна шапка-кубанка. А ещё Боря очень любит петь - и очень душевно это у него получается, особенно про крейсер "Варяг".
    Лагерная жизнь их отряда Боре не очень интересна - его больше тянуло в деревню. Там он подружился с поварихой тётей Пашей, с мастером на все руки дядей Толей (на войне он потерял сына-моряка и сразу превратился в старика), с одноногим конюхом дядей Колей, который разрешил Боре подружиться с кобылой Рыжкой (у неё родится замечательный жеребёнок!). Благодаря им исполнилась заветная мечта Бори - какая? Прочитайте сами!
    В лагере тоже с кем-то можно дружить, а потом окажется, что и нет дружбы. А настоящим другом может оказаться девочка, от которой не ждал - так у Бори получилось, например.
    Кстати, мне очень понравилось, что теперь я знаю, например, как отличить звук пионерского горна "К обеду", "Отбой", "Подъём". Оказывается, это слова-рифмы. Например, "Вставай, вставай - рубаху надевай!" - знаете, что это за команда?

    Кажется, что жизнь после войны продолжается, но не всё спокойно! Лагерь находится в тех местах, где в войну шли тяжёлые бои - и вокруг полно заминированных полей и неразорвавшихся снарядов. Солдаты всё время в работе - ведь нужно быстрее уничтожить эту опасность! А мальчишкам это как раз самое интересное - многие ведь о смерти знают только по рассказам, хотя и пережили бомбёжки, но плохо помнят, потому что были маленькими, а потом уехали в эвакуацию. Но воевать и защищать Родину пацаны тоже очень хотят - как их погибшие отцы, дяди и деды (Боря тоже часто своих вспоминает, глядя на три фотографии). А тут ещё пленные немцы недалеко мост строят - для кого-то фрицы и фашисты, а для кого-то нет. Автор повести очень непросто описывает спор между мальчишками, враги они или нет. Я тоже много думал над этим. И как отнестись к ним и можно ли принимать от них подарки, жалеть и прощать их? Или это предательство?
    История в книге очень интересная, разная, забавная в начале, а в конце трагичная и неожиданная. Даже когда война закончилась, забыть о ней не получится, потому что везде есть её следы. Мне вспомнилась история из повести Владислава Крапивина "Трое с площади Карронад", где мальчишки тоже лицом к лицу столкнулись со следами войны и как это было страшно.

    Особенно мне запомнилось последнее письмо Бориного отца - я как представлю, что это я получаю такое письмо от моего папы - очень тяжело и страшно становится. Вот небольшой отрывок из него - очень важный для меня:
"Здравствуй, мой дорогой сынок! Пишу тебе это письмо, потому что у нас тут такое начинается, что ... - дальше было зачёркнуто. - Я всегда с тобою, день и ночь думаю о тебе, обо всех вас. Мы всегда рядом с тобой - живые и мёртвые. Поэтому ты ничего не бойся. Даже если ошибёшься - не пугайся.
Никому не делай зла! Не мсти! Настоящий человек всегда добрый.
Тебе будет очень нелегко. Мы идём по России, и Родина наша искалечена, изранена войной. Тем, кто останется в живых, будет страшно трудно всё построить заново. Сколько народу погибло! Мы не сможем дать тебе совет в трудную минуту. Ты должен до всего доходить сам. Думать сам!...
... Тебе очень рано придётся стать взрослым, чтобы заменить нас... Помни, человек становится взрослым, когда начинает думать. Учись думать!..."
    И Боря думал и взрослел!
     Удивительно, какие силы были у наших предков, чтобы пережить то страшное время. Они все просто герои! После прочтения этой книги я подумал, что неправильно и несправедливо считать одних не очень важными защитниками только потому, что они обычные солдаты, как например, маленький и некрасивый Гриша Пчёлко или товарищ Кляйст, а не генералы.
    Какие у меня впечатления от этой книги? Тяжёлые и очень грустные - из-за развязки. Но ещё и радостные, потому что наши предки победили и мы их не забываем. Недавно, например, на сайте "ОБД Мемориал" мы наконец-то нашли информацию о наших предках (моём прадедушке, который выходя из окружения, считался пропавшим без вести, и о прапрадедушке, о котором вообще ничего не знали - оказалось, что он погиб в 1943 году). Вон сколько людей прошли в этом году в рядах Бессмертного полка с фотографиями своих родных - уже даже не полк, а дивизия.

    Я думаю, что повесть "Посмотрите - я расту" обязательно стоит прочитать всем ребятам, чтобы знать, что даже после Победы следы войны нельзя уничтожить совсем. Потому что всё равно где-то сохранились ещё и неразорвавшиеся бомбы, и мины, и снаряды. Они  хоть и поржавели за 70 лет, но могут ещё принести настоящую СМЕРТЬ. Та страшная война, наверно, всегда будет и в земле, и в памяти людей. Трудная повесть, но очень сильная. Я очень рад, что прочитал её. Это нужная книга, по-моему!

Желаю всем обязательно найти время для чтения!

6 комментариев:

  1. Здравствуй, Тим! Спасибо за знакомство с книгой, обязательно прочитаю... О тех давних событиях Великой Отечественной войны мы обязаны помнить, во имя тех, кто отдал свою жизнь...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, здравствуйте! Я её начинал читать, как книгу о летнем лагере и даже не думал, чем всё обернётся в конце. Вы правы - помнить нужно обязательно, и чаще об этом думать, а не только вспоминать по праздникам, как часто бывает.
      Конечно, всё время читать книги о войне невозможно - это тяжело физически, но иногда - просто необходимо!
      Спасибо Вам за добрые слова.

      Удалить
  2. Я Собираю эту серию!!! Все книги замечательные;)
    Я прочитала все, кроме этой;) Ждет меня на полочке!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, здравствуйте! Мне кажется, эта повесть не может не понравиться.
      А Вам и Вашей дочке какие книги из этой серии больше всего понравились?
      Мы не все покупали из этой серии - одних уже не было, другие не очень заинтересовали. Все книги, которые хочется купить, уже ставить некуда :))

      Удалить
    2. Это точно!!!;))) У меня 8-метровый шкаф (3 метра высота), а ставить книги уже некуда;)))
      Моей дочке 6 лет и она пока не может эти книги читать;)
      Мне понравилась книга "Что к чему" Фролова.

      Удалить
    3. Елена, надеюсь, и "Посмотрите - я расту" Вам тоже понравится. "Что к чему" у нас нет - пока. Посмотрим :)) Спасибо.

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.