Добро пожаловать всем-всем-всем!

Хоть Проект "Читать не вредно - вредно не читать", для которого создавался блог, и закончился, блог продолжает тему детской и подростковой литературы (книг для детей и подростков и о детях и подростках) для разного возраста и разной тематики. Поэтому здесь особенно приветствуются отклики ребят и девчат!

Другие темы и события, конечно, тоже обсуждаются, если они интересны или необычны!

Приятного всем общения!

среда, 28 мая 2014 г.

Юрий Коваль "Алый" (39 неделя проекта - отзыв последний) Книги о собаках: собака - друг человека, а человек собаке - друг?

28 мая (26 мая - 1 июня)
    Сегодня День Пограничника! Поздравляю всех, кто несёт службу на границе и защищает нашу страну, с профессиональным праздником!
   А особенно моего тренера - Капустяна Дмитрия Петровича (он мастер спорта по дзюдо, мастер спорта по самбо, призёр чемпионатов мира, Европы и России среди мастеров), потому что он тоже служил в пограничных войсках.
    Хоть эта профессия трудная и опасная, но она очень нужная и по-настоящему мужская! Пусть у наших пограничников служба всегда будет спокойной!
    В последнюю неделю проекта я прочитал рассказ Юрия Коваля "Алый". Он небольшой, но очень добрый и правильный. Я очень люблю читать о животных, но книги о собаках - по-моему, особенные.

    В "Алом" рассказывается о двух друзьях - пограничнике по фамилии Кошкин (странно, но нигде не упоминается его имя) и его овчарке по кличке Алый (потому что всех собак того года называли на букву А). И все спрашивали, почему Алый? Я как и большинство не догадался, а отгадка очень простая. Они познакомились, когда Алый ещё был щенком, и Кошкин его всему научил: выполнять все команды, искать по запаху людей, правильно атаковать врага, нести пограничную службу. Им пришлось пережить много опасностей и испытаний: самым сложным для них были встреча с медведем и погоня за преступниками - нарушителями границы. Но все опасности они перенесли вместе и мужественно!
    Больше всего мне в Кошкине понравилось то, что он был очень терпелив к Алому, когда тот был ещё маленьким, несмышлёным и ленивым, никогда его не бил и в трудные минуты для Алого был с ним всегда рядом, как настоящий и верный друг.
    История эта очень хорошая и правдивая, хотя и грустная. Жаль только, что книга очень небольшая. Мне немного не хватило.
    Ведь собаки очень доверчивые, верные и преданные человеку, которого считают своим другом. Хотя люди часто называют себя их хозяевами. Тогда получается, собаки - слуги человека, раз служат ему?  В рассказе Ю.Коваля мне понравилось, что Алый не служил Кошкину, а служил вместе с ним, как товарищи!
   Есть старый советский фильм по этой книге - он немного отличается событиями. Но мне эти отличия понравились: история с другом Кошкина, с мальчиком, с землетрясением, с концертом и аплодисментами.
   И конечно, финал - он такой, как мне бы хотелось. И песня на слова Юрия Коваля красивая. А вы его смотрели?


   Кстати, недавно я ещё посмотрел первую серию советского многосерийного фильма "Государственная граница". Я раньше не задумывался, как это важно - защищать рубежи своей страны, ведь у нас в городе всё спокойно. Но не везде так, а люди разные бывают, как сейчас в Украине, например, или других странах. Когда началась Великая Отечественная война именно граница приняла первый удар врага. Остальные серии хочу посмотреть, но пока не нашёл.

    В этом году на уроках литературы мы изучали разные произведения русских писателей, и среди них были 3 рассказа о собаках: "Муму" Ивана Сергеевича Тургенева, "Кусака" Леонида Николаевича Андреева и "Белый пудель" Александра Ивановича Куприна.
    Все они о дружбе собаки и человека. А ведь как может отличаться отношение человека к этим животным! И как одинакова доверчивость собак! Я поражён, как хорошо и выразительно авторам удалось в небольших рассказах показать такие яркие и грустные истории.
    Больше всего мне понравился рассказ про Арто, наверно, потому что он единственный хорошо заканчивается. Было очень грустно читать о предательстве людей - это моё главное ощущение от рассказов.

   Мне очень жаль, что Герасиму такая трудная судьба досталась, но Муму  ведь не виновата. Он её утопил хоть и по приказу хозяйки, но словно избавился, чтобы самому стать свободным от любых чувств (ведь мог же он и с ней уйти в деревню или спрятать, выгнать, но не убивать!), и этим предал её доверие и любовь. Только мне кажется, от этого ему не стало легче жить. Иногда кажется, что тогда он всё живое и в себе убил.
    Кусаку люди предали даже дважды, хотя второй раз ей было ещё труднее поверить людям-дачникам, но она смогла. А они её бросили одну (кстати, когда мы писали в школе сочинение, что могло быть дальше, я написал, что Кусаке потом всё-таки встретился бродяга, которому она поверила в последний раз, и он уже не предавал её - мне бы этого очень хотелось).
    А в "Белом пуделе" старик Лодыжкин сначала отстоял своего любимца перед барыней, потом перед дворником, но после кражи Арто уже он не стал больше бороться за него - испугался из-за паспорта. Получается, тогда он тоже его предал. И только Сергей благодаря его смелости и решительности смог спасти своего друга! Мне этот герой понравился больше всех!

    Мне очень нравится советский фильм по рассказу А.Куприна "Белый пудель" (1955). Актёры в нём очень хорошо сыграли, особенно Володя Поляков (Сергей) - настоящий циркач (и акробат, и жонглёр!), музыка красивая, и весь фильм замечательный!


    После рассказов я вспомнил "Стихотворение о рыжей дворняге" Эдуарда Асадова, которое мне читали ещё в дошкольном возрасте. Очень мне оно нравится, хотя жалко собаку до слёз.

Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но всё же тебя я покину.

Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пёстрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.

Собака не взвыла ни разу,
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.

Старик у вокзального входа
Сказал: - Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы...
А то ведь простая дворняга.

Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.

В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали...
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.

Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!

Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой.

Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом покинули тело
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела...

Труп волны снесли под коряги...
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце - чистейшей породы!
(1948)

    Сколько раз в жизни я видел собак, у которых есть хозяева, всегда удивлялся, какая у них преданность и искренняя любовь к людям. Как трогательно всегда видеть собак, ждущих своих хозяев возле магазина - они просто глаз не могут оторвать от двери! Мне кажется, у других животных не так. Особенно обидно, когда люди поступают жестоко, предают их (выгоняют, бросают, бьют) - это несправедливо!

    Прошлой осенью у нас во дворе произошла совершенно дикая история: возле подъезда стояла брошеная машина, в которой несколько дней сидела взаперти одна собака. Хозяин не приходил, а она прыгала и звала выпустить. Но ей даже еду дать было некуда, а ночью уже были морозы. Мы, когда узнали об этом, с соседями искали хозяев, звонили в милицию, писали на сайт местной газеты - нам сказали, что открыть машину невозможно, потому что это будет взлом, отказались помочь. Людей, которые хотели помочь собаке, было много, но никто не мог решиться что-то сделать. А ночью появился мужчина (не хозяин), который вскрыл дверь и выпустил собаку. Пусть это и незаконно, но я его поддерживаю, потому что это, мне кажется, меньшее зло, чем смерть живого существа. Кто-то скажет, что я не прав, но это моё мнение. Мы с мамой на такой поступок не решились, как и десятки других, которые подходили к машине. Стыдно, что у нас всех были свои причины, но хорошо, что эта история закончилась хорошо для собаки. Только мы не знаем, нашли ли того гада, кто её там запер. Машина потом просто исчезла.

фото с сайта Филиппка
    Однажды в журнале "Наш Филиппок" я прочитал статью "Миноискатель Джульбарс" (сейчас её можно почитать и в электронном виде) об очень непростой судьбе пса-сапёра во время Великой Отечественной войны.
    Насколько я знаю, до сих пор не придумали ещё лучше способа искать взрывчатку и наркотики, чем при помощи специально обученных собак. И не только из-за их уникального обоняния, но и благодаря их верности людям!
    А ведь в годы войны собаки были и связными, и разведчиками, и сапёрами, и санитарами, и десантниками, и подрывниками. После войны устанавливали даже памятники таким бесстрашным четвероногим героям, потому что они сражались наравне с людьми!

    И в космос собаки летали раньше человека, отдавали жизнь ради науки, и незрячим людям терпеливо помогают, и спасателям - все случаи, когда они преданно служат людям, своим друзьям, и не перечислить, наверное. Только долго они не живут, так рассказывал мой дядя-кинолог.

    В известном мультфильме "Барбос в гостях у Бобика" есть забавная песенка, в которой такая строчка "Человек собаке друг - это знают все вокруг", но мне кажется, что это не всегда правда, и очень часто даже :((

    В общем, книги о собаках мне очень понравилось читать - они особенные. Добрые и иногда грустные.
    Кстати, 15 мая в моём календаре от книжного интернет-магазина "Лабиринт" было написано - День рождения Михаила Булгакова. Много раз я слышал и читал о его известном романе "Мастер и Маргарита" (очень привлекает кот Бегемот), но пока не "созрел" прочесть. А недавно по совету взрослых я попробовал почитать "Собачье сердце" Михаила Булгакова. Хотя она меня и увлекла, но трудновато читать пока. Думаю, почитаю её попозже :))

    Но я подумал, что будет хорошо составить список книг о собаках, как раньше о кошках. Вот что у меня уже получилось - есть книги, есть маленькие рассказы, а есть стихи: одни я уже читал, другие ещё нет, но постараюсь со временем. Буду рад, если кто-то захочет его дополнить своими любимыми книгами!

КНИГИ, РАССКАЗЫ И СТИХИ О СОБАКАХ

(не только главные герои,

но где они тоже очень нужные герои!)


  1. Алый (Юрий Коваль)
  2. Арктур - гончий пёс (Юрий Казаков)
  3. Асино лето (Тамара Михеева)
  4. Белый Бим Чёрное ухо (Гавриил Троепольский)
  5. Белый пудель (Александр Куприн)
  6. Белый щенок ищет хозяина (Владислав Крапивин)
  7. Булька (Лев Толстой)
  8. Былое и думы собаки Диты (Людмила Раскина)
  9. Верная собака Уран (Ирина Пивоварова)
  10. Волшебник Изумрудного города (Александр Волков)
  11. Всего лишь Барбос! (Майя Фролова)
  12. Дневник фокса Микки (Саша Чёрный)
  13. Дорогая собака (Антон Чехов)
  14. Как я торговал собаками (Ярослав Гашек)
  15. Картофельная собака (Юрий Коваль)
  16. Каштанка (Антон Чехов)
  17. Клим Ворошилов – 2/2 или три танкиста и собака (Анатолий Логинов)
  18. Кувырок через голову (Зоя Журавлёва)
  19. Кусака (Леонид Андреев)
  20. Лев и собачка (Лев Толстой)
  21. Мальчик Гарри и его собака Поттер (Валентин Постников)
  22. Мои друзья (Борис Рябинин)
  23. Муму (Иван Тургенев)
  24. Наша Жучка (Владимир Дуров)
  25. Недопёсок (Юрий Коваль)
  26. Нигер (Борис Рябинин)
  27. Остров Голубых Дельфинов (Скотт О`Делл)
  28. Пограничники, два мальчика и собака Марс (Арвид Григулис)
  29. Приключения Васи Куролесова (Юрий Коваль)
  30. Приключения Джерика (Наталья Нусинова)
  31. Приключения Незнайки (Николай Носов)
  32. Приключения Электроника (Евгений Велтистов)
  33. Путька (Зоя Журавлёва)
  34. Радуга для друга. Формула добра (Михаил Самарский)
  35. Рассказы о верном друге (Борис Рябинин)
  36. Рядом, Пыж! (Вадим Чернышёв)
  37. Секретный пёс (Станислав Востоков)
  38. Синяя птица (Морис Метерлинк)
  39. Снап (Эрнест Сетон-Томпсон)
  40. Собака Баскервилей (Артур Конан Дойль)
  41. Собака-пёс (Даниэль Пеннак)
  42. Собаке Качалова (Сергей Есенин)
  43. Собачье сердце (Михаил Булгаков)
  44. Солёный пёс (Фёдор Кнорре)
  45. Спасибо Уинн-Дикси (Кейт ДиКамилло)
  46. Стихи о рыжей дворняге (Эдуард Асадов)
  47. Трое в лодке не считая собаки (Джером Клапка Джером)
  48. Трое из Простоквашино (Эдуард Успенский)
  49. Укротители собак (Виктор Драгунский)
  50. Четыре танкиста и собака (Януш Пшимановский)
  51. Чинк (Эрнест Сетон-Томпсон)
  52. Чудо (Р.Дж.Паласио)

Можно ли смотреть собаке в глаза?
    Так получилось, что у нас дома никогда не было собаки, но я всё равно их очень люблю и жалею, когда с ними поступают несправедливо!
    Есть очень много замечательных высказываний о собаках. Я выбрал такие слова: "Если бы только люди могли любить как собаки, мир стал бы раем" (Дж.Дуглас), потому что согласен с ними абсолютно.

Приятного всем чтения и хороших впечатлений!

P.S. Сейчас я читаю совершенно замечательную повесть Владислава Крапивина "Белый щенок ищет хозяина" из сборника "Палочки для Васькиного барабана" - начинал в электронном виде, а теперь - в сборнике: смотрю рисунки и дышу "бумажным" запахом - красота!

А ещё во время праздничных майских дней я начал смотреть многосерийный фильм "Четыре танкиста и собака" по роману Януша Пшимановского. Пока посмотрел несколько серий - очень нравится! Бабушка говорит, что смотрела его ещё в своём детстве. Я раньше тоже думал о своей собаке, как Малыш у Астрид Линдгрен :)) А теперь я точно знаю - у меня когда-нибудь обязательно будет овчарка (хотя раньше мечтал о лайке)! Шарик - просто чудо! О таком друге можно только мечтать! Но только на всю жизнь! Ведь мы в ответе за тех, кого приручили.
______________________________
Фото пограничного пса - источник, фото 2  - источник

14 комментариев:

  1. Тот дядька молодец, который вскрыл дверь машины и спас собаку. Иногда так бывает, что для спасения жизни нужно переступить через правила и законы. Есть ведь моральные устои, которые превыше всего.
    А собаки - да, во многом лучше людей, и наше дело - только любить их, хотя любовь собак к людям всё равно гораздо сильнее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Васильевна, согласен с Вами полностью! Я, например, больше люблю кошек, но сердце собаки для меня всегда будет необъяснимой загадкой. Они прощают своим хозяевам такое, что люди бы никогда не простили! Спасибо Вам.

      Удалить
  2. Тим, ты как сундук с сокровищами! Я еще от списка с кошками не отошла твоего, а тут оп и огромный список о собаках.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Юлия, мне нравится сравнение с сундуком! :))
      Я люблю всё систематизировать и порядок, и хотел поделиться с другими своими находками, вдруг кто-то не знает каких-то книг. Или сам напишет какие-то книги, мне не известные. Обожаю читать о животных. По моим спискам вышло, что о кошках пишут чаще и больше. Ещё хотел составить список детских книг о войне, но передумал - как-то очень много было тягостных мыслей.
      А Вам с Настей и Анютой что-нибудь из "кошачьего" списка пригодилось?

      Удалить
    2. Я его распечатала, используем когда идем в библиотеку или книжный. Настена только дочитала "Мурли"(ей мальчик подарил в последний школьный день) и дочитывает "Дневник фокса Микки".

      Удалить
    3. Мне кажется, что "Дневник фокса Микки" не может не понравиться, потому что эта книга очень весёлая, добрая и позитивная! Я тоже читал в начале проекта, а потом некоторые участники её тоже читали - точно Эля из Читающей планеты.
      Кстати, она же читала и "Мурли", а мне она показалась "девчачьей" и поэтому пока до неё добрался :))

      Удалить
  3. Тим, из далёкого-далёкого детства осталась навсегда в сердце бесхитростная на первый взгляд повесть Зои Журавлёвой «Путька». Читать по ссылке можно, если не обращать внимание на нижнюю рекламу. Ничего более достойного не нашла (если обнаружишь, сигнализируй, пожалуйста). Но книжка славная.

    Ещё у этого автора люблю «Кувырок через голову». И дело не только в многочисленных животных (собака есть!) и уникальных родителях в этой семье: там учителя неправильные и совсем хорошие, у которых можно рисовать жёлтым цветом параллельные линии, если хочется.

    Вот ведь диво дивное: вроде бы детские книжки. А если не перечитывать их время от времени, то потеряешь способность понимать детей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Владимировна, спасибо за "Путьку" - она как раз в Лабиринте появилась. Скорее всего теперь купим, раз она славная :))
      Если понравится, поищем и "Кувырок..." - например, в библиотеке.
      Я вообще заметил, что хоть в проекте было больше взрослых, но они больше читали детские книги. Наверно, это неспроста!

      Удалить
  4. И ещё: Юрий Казаков. «Арктур — гончий пёс». И «Снап» Сетон-Томпсона.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У нас как раз эту книгу на лето дали задание почитать (в списке).
      А про Снапа я забыл - спасибо, добавлю в список и перечитаю. Читал эти рассказы два года назад и некоторые позабыл. Спасибо за Ваши любимые книги!

      Удалить
  5. Тим, я тоже люблю книги о собаках! И собак люблю.:) Мне повезло: в родительском доме жило много разных замечательных собак, потому что отец был охотником.
    К твоему чудесному списку могу добавить книги Б. Рябинина: "Рассказы о верном друге", "Нигер", "Мои друзья".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Сергеевна, Борис Рябинин для меня новый автор. Буду знать - обязательно прочитаю! А мне недавно очень понравилась повесть Владислава Крапивина "Белый щенок ищет хозяина" - о необычной истории мальчика Уголька, который очень любил собак и мечтал о своём щенке. Спасибо Вам, что добавили свои любимые книги!

      Удалить
    2. Тим, это тебе спасибо за пост и список книг про собак. Я вот тоже себе присмотрела в Лабиринте "Путьку", благодаря советам Елены Ворониной. :)

      Удалить
    3. Елена Сергеевна, а я не дождался "Путьку" из Лабиринта (там пока предзаказ и доставка только на следующей неделе) и начал читать её по ссылке (даже рисунки чёрно-белые есть). Спасибо Елене Владимировне!

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.