Добро пожаловать всем-всем-всем!

Хоть Проект "Читать не вредно - вредно не читать", для которого создавался блог, и закончился, блог продолжает тему детской и подростковой литературы (книг для детей и подростков и о детях и подростках) для разного возраста и разной тематики. Поэтому здесь особенно приветствуются отклики ребят и девчат!

Другие темы и события, конечно, тоже обсуждаются, если они интересны или необычны!

Приятного всем общения!

пятница, 2 мая 2014 г.

Мариам Петросян "Дом, в котором..." (отзыв моего друга)

    Прошлым летом о проекте я узнал благодаря маме. Уже полгода мы вместе с ней осваиваем блоговедение, новые ресурсы, обсуждаем прочитанные книги и отзывы на них. Часто мы читаем книги одновременно или по очереди, чтобы можно было о них поговорить, обсудить и лучше понять. Поэтому она прочитала почти все книги, что и я. А ещё она читает свои книги, о многих рассказывает мне. Интересно становится и я их запоминаю, на будущее.
    Сейчас у неё появилась особенная книга "Дом, в котором..." Мариам Петросян - мама даже решила написать у меня на страничке друзей свой отзыв, потому что в проекте об этой книге пока никто не писал. Может, кому-то будет интересно?
Приятного всем чтения!

    "Доброго времени суток всем, кто не ровно дышит к чтению! Книга "Дом, в котором..." давно стояла у нас на полочке среди многих других в ожидании своего часа, но постоянно находилось что-то, больше привлекавшее внимание. Моей задачей было подавать пример сыну и читать не меньше одной книги в течение одной недели. До сих пор это удавалось. Писать свои отзывы я не планировала, но для этого романа решила сделать исключение. Быть может, кому-то он позволит не пройти мимо неординарного современного произведения.

    "Дом..." меня останавливал своим размером (почти 1000 страниц) - читать не очень удобно. Одна из постоянных читательниц Тима, Елена Боброва, как-то раз упомянула о ней и подтолкнула меня взять в руки этот талмуд. Сейчас хочу поблагодарить Елену от всей души!

    Впервые за время проекта мне действительно не удалось уложиться в недельный срок, но ничуть не жалею - книга того стоит! Она стала самой необычной, самой сильной, самой сложной и противоречивой для меня за последние несколько лет. Даже не знаю, можно ли её с чем-то сравнить? Пожалуй, нет. Я читаю давно, много и регулярно, но таких впечатлений не помню. Порой у меня возникали некоторые ассоциации с трилогией "Мето. Дом. Остров. Мир" Ива Греве, немного с "Домом странных детей" Ренсома Риггса, но это только на первый взгляд - сюжетно. Книга оказалась глубже, чем я ожидала, и чем она показалась вначале. Жанр однозначно определить не могу - есть и драма, и приключения, и фантастика, и психология в разных видах, и юмор, как это ни странно.

    Сюжет, о котором написано в аннотации, я уже давно привыкла делить не меньше, чем на треть - как правило, он весьма искажен и создаёт неверное представление о книге. Заметила, часто знание сюжета значительно портит личное восприятие, так как появляется предвзятость и ожидание чего-то определённого. А после - субъективное разочарование!

    Поэтому о сюжете писать не буду, кроме общей информации: речь идёт о жизни детей, подростков и взрослых, обитающих в Доме-приюте для тех, от кого отказались родители. Их много - все разные. Живут стаями, в каждой - свой вожак и своя иерархия. Отношения непростые, обстоятельства запутанные, от омерзительных, до трогательных. Автор коснулась практически всех сторон их изолированной жизни, в том числе мечты, дружбы, любви, предательства, страхов, смерти, веры, мужества, "нормальности". Характеры прописаны удивительно тонко и талантливо. Часто ловила себя на мысли, что есть ощущение присутствия - для меня это редкость.

    Время повествования - абстрактное, да это оказывается и неважно. Важно то, как автор плетёт паутину событий - не помню такой искусности уже давно, особенно среди современной литературы. Авторская манера повествования и язык изложения непостоянны, но захватывают, удивляют, шокируют, пугают, смешат, ужасают, проникают и в душу, и в сердце сразу, а там начинается их борьба: ерунда какая-то... нет, как в точку! Периодически хотелось книгу бросить, а потом не могла остановиться и ложилась глубоко за полночь. Читать её - как на волнах качаться: то вверх взлетаешь, то с высоты бросаешься вниз.

    Мне кажется, эта книга может с одинаковой силой либо оттолкнуть, либо покорить, но вряд ли оставит кого-то спокойным. Воспринимать её на уровне сознания сложно - скорее на уровне чувств, потому что в ней много недосказанности и намёков. Единственное, уверена, что полноценное мнение можно сложить только после прочтения всего романа до самого конца. У меня были вечера (убеждена, что читать её лучше даже ночью, чтобы полностью погрузиться, и ничто чтобы не отвлекало), когда поднималась даже волна протеста, потом я ловила себя на мысли, что вот теперь мне всё понятно и что будет дальше - уже ясно. Но снова ошибалась от крутых поворотов, слов и поступков героев, цитат на стенах и рисуемых образов.

    Даже с главными героями и симпатиями-антипатиями в этот раз у меня была неопределённость. Появляется желание разобраться, докопаться, понять. Потому что обычно к концу книги вопросы находят свои ответы, а тут этого не произошло. Даже, я бы сказала, вопросов стало больше, особенно "Почему?" Скорее всего со временем я перечитаю "Дом...", а сейчас очень трудно решить, что читать после такого непростого романа. Пока мыслей много - надо осмыслить и прочувствовать неожиданную концовку и всю цепочку.

    Конечно, это моё субъективное мнение и личные впечатления. Но я буду рада, если эта книга не останется без внимания глубоких и критичных читателей. На мой взгляд, не познакомится с ней - потерять что-то важное. Но это точно не детская книга! Серьёзным и вдумчивым читателям (в том числе подросткам) рекомендовала бы однозначно!
Всем спасибо, что дочитали до конца!"

14 комментариев:

  1. Тим, Юлия, здравствуйте!
    Представляете, буквально пару недель назад я тоже взялась именно за эту книгу, но потом как-то перекинулась на другой роман, который сейчас дочитываю, но теперь еще больше хочу вернуться к "Дому, в котором..."
    Юля, мне очень близки Ваши эмоции от прочитанного (хотя я только про Курильщика успела прочитать), трудно было сразу "переварить" первые главы, но книга очень притягательна своим особым, авторским стилем повествования. Когда полностью прочитаю книгу, буду рада обменяться с Вами впечатлениями :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина, здравствуйте! Сейчас я уже знаю, что есть издание этого романа в 3 книгах - это и плюс, и минус: с одной стороны, читать удобнее, но, с другой, есть вероятность, что после первой книги человек не возьмёт вторую. На мой взгляд, это будет ошибкой, но у каждого свои возможности и потребности.
      После прочтения узнала историю самого романа - как долго и тернисто он шёл к печати. Оказалось, автор начинала его писать ещё будучи ровесницей героев и несколько раз меняла структуру повествования - конечно, это объясняет многое, но ничуть не умаляет его содержательности. Понравились авторские рисунки - хорошо, что посмотрела их после прочтения: я героев представляла несколько иначе, хотя похоже - ещё раз убеждаюсь в её мастерской манере изложения.
      Меня привлекают книги неоднозначные, о которых надо подумать.
      Но Тиму пока предлагать эту книгу не собираюсь - рановато.
      Мне будет очень интересно узнать Ваши впечатления об этом романе, тем более, что я причислила себя к "чудакам" по классификации Ульфа Старка ))
      Спасибо Вам, Екатерина, за внимание к отзыву и блогу Тима!
      Приятного Вам чтения - жаль, что мне этот роман уже не прочитать в первый раз!
      С уважением, Юлия

      Удалить
  2. Тим, невероятно порадовали слова в заголовке: «отзыв моего друга». У тебя очень правильная и какая-то хрустальная мама. Береги её. Книгу не читала, слушала (так сложились на тот момент обстоятельства) долго и трудно. Наверное, имеет смысл всё-таки ощутить глазами текст.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Владимировна, спасибо Вам за добрые слова, а мама у меня не хрустальная, а алмазная, просто "кремень"! Это от неё скорее беречься надо :)) С ней не соскучишься! А если честно, то мы всегда друг о дружке заботимся, наверно, как и все остальные. Тим

      Елена Владимировна, я даже не представляю, как её слушать - такую сложную и длинную! Неужели Вы её до конца прослушали?!
      С уважением, Юлия

      Удалить
    2. Юлия, слушала урывками, не каждый день, в течение долгого времени. Но до конца.

      Удалить
    3. Елена Владимировна, думаю, если Вы дослушали, значит, либо Вы очень терпеливый человек, либо очень основательный - раз начали, надо закончить. В любом случае, это мужественно - я бы не смогла слушать такой текст, потому что некоторые места перечитывала, возвращалась на предыдущие страницы, ведь повествование постоянно "перескакивало" с одного на другое - по крайней мере, в книге.
      Мне кажется, книга всегда в аудиоварианте проигрывает, потому что зависит от интонаций и понимания чтеца.
      Спасибо Вам, Елена Владимировна, за отклик. Если наша летняя встреча состоится, мне будет очень интересно поговорить об этом романе, если Вы поддержите.

      Удалить
    4. Непременно поговорим, Юлия. Очень надеюсь на встречу.

      Удалить
    5. Елена Владимировна, мы тоже очень надеемся на встречу. С Вами и с Соломоном :))

      Удалить
  3. Я сейчас читаю эту книгу на 490 странице. Читаю медленно, смакуя каждое слово. Я в полном восторге и не хочу, чтобы она заканчивалась;)
    Я думаю, книгу можно читать с 11-12 лет. Читать надо. Но не как развлечение, а как труд. Душевный труд.
    Если бы кто-нибудь взялся поставить это кино... Я уже представляю этот сценарий;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена. Это здорово найти такую книгу, которая вызывает такие чувства. А мне мама пока её не советует. Сказала - чуть постарше. Но, зная как она читала, думаю, я точно почитаю, попозже. А почему бы ВАМ не написать такой сценарий? :))

      Удалить
  4. Да! Еще забыла;) Когда закончу читать, сразу начну перечитывать. Уже с карандашом в руках.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, а как по Вашему мнению, в этой книге есть главный герой? Мама говорит, что нет одного - их несколько.

      Удалить
    2. Когда дочитаю, смогу ответить;)))))

      Удалить
    3. Хорошо, мы будем ждать!

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.