Добро пожаловать всем-всем-всем!

Хоть Проект "Читать не вредно - вредно не читать", для которого создавался блог, и закончился, блог продолжает тему детской и подростковой литературы (книг для детей и подростков и о детях и подростках) для разного возраста и разной тематики. Поэтому здесь особенно приветствуются отклики ребят и девчат!

Другие темы и события, конечно, тоже обсуждаются, если они интересны или необычны!

Приятного всем общения!

пятница, 24 февраля 2017 г.

"Мальчик в полосатой пижаме" Джон Бойн

    Эту повесть я прочитал  по совету читателя моего блога. Как я понял, произведение чем-то похоже на "Я не боюсь" Никколо Амманити (мой отзыв), и, поскольку тот роман очень понравился мне, я нашёл, прочитал книгу и написал на неё отзыв ещё летом, но вот публикую его с опозданием (вспомнил о нём вчера, посмотрев один замечательный итальянский фильм).
"Мальчик в полосатой пижаме" Джона Бойна - история не об одном лишь мальчике, а ещё и о его друге, и о его семье, и о времени.

Время Великой Отечественной войны, но не всем людям одинаково тяжело. Бруно, главный герой, 9-летний мальчик, живёт с родителями и сестрой Гретель в Берлине и даже не знает о войне. Он любит играть и искать приключения с "друзьями на всю жизнь", имена которых потом забыл.
Однажды отца Бруно повысили в должности, и семья была вынуждена переехать в Аж-Высь (место в Польше). Детям здесь не понравилось, особенно Бруно, он возненавидел новый дом, рассердился на папу и даже обозвал того как-то раз дураком (не в присутствии отца). Ненависть мальчика к Аж-Выси могла продолжаться очень долго, если бы не тяга главного героя к приключениям. Его внимание привлекли концлагерь и люди, находившиеся в нём, все в полосатых "пижамах". Мальчик и не предполагал, что однажды ему тоже придётся надеть полосатую пижаму. Бруно не знал, что за место концлагерь и что это за люди, и отправился туда из любопытства.  Искатель приключений встретил за забором своего ровесника, пленного по имени Шмуэль. Они сдружились и стали встречаться у ограды, а вот что было дальше, писать не буду, а подумаю об особо важных, на мой взгляд, героях.
    Непонятно, как Бруно мог быть таким  наивным в такое время? Он, конечно, добрый парень, но иногда неоправданно трусил. Бывало, что он даже не задумывался о голодном и истощавшем друге, съедал по пути к ограде почти всё сам, даже съел как-то раз курицу на глазах у Шмуэля. Непонятная неосведомлённость Бруно о войне, о концлагере, о людях, погибающих там, об их жизни и странное поведение (отношение к Шмуэлю, другие поступки) наводят на мысль, что наивность главного героя - наивность на грани с глупостью.
    Отец Бруно - похоже, что в душе он добрый и порядочный человек, но чтобы сохранить и обеспечить семью, вынужден быть комендантом концлагеря. А может быть, папа Бруно всё-таки проникся замыслом фашизма? Я думаю, более вероятно первое - принуждённость. Но тем не менее, несмотря на заботу отца Бруно о семье, ничего хорошего он не добился, скорее сделал только хуже.
   Вот уж, что по-настоящему удивительно, так это то, как бабушка Бруно смогла остаться полностью верной самой себе - смогла воспротивиться фашизму. Когда повысили отца Бруно (её сына), для всех это было радостью, а она сразу поняла, что значит эта форма и то, чем будет заниматься её сын. Поэтому-то ей и было стыдно за него. Бабушка Бруно - уникальная женщина, многим мужчинам хорошим примером послужит: сильная духом, волевая и мудрая. Не зря Бруно считал её самым близким человеком и больше всех ей доверял.
   Лейтенант Котлер - очень самолюбивый и жестокий парень. Он хотел показать себя окружающим сильным и смелым, подавляя слуг и мучая пленных в концлагере, но на самом деле, думаю, он не был таким. Котлер - один из тех, кто проявил во время войны свои тёмные, худшие качества.
    Шмуэль - представитель несчастного, вечно многими гонимого, но очень сильного духом народа - евреев. Джон Бойн показывает, что даже маленькие дети не были для нацистов исключением, теми, кого можно было пожалеть. Но несмотря на это, Шмуэль боролся за свою жизнь и даже подружился с Бруно.

    Я считаю, что "Мальчик в полосатой пижаме" помогает понять и осознать Вторую мировую войну не только с нашей стороны (нашего народа), но и со стороны других народов и наций. Ведь все мы знаем, что наши солдаты - герои, освободители. В большей степени это так, но и среди наших были предатели, негодяи, изверги. Так и среди немцев: конечно, было много таких, как Котлер, которым война - лишь хороший повод безнаказанно поиздеваться над слабыми (например, евреями, слугами) и проявить всё своё зверство. Но ведь были и такие, как бабушка Бруно, которые были категорически против идей фашизма, но не могли ничего поделать из-за того, что их было мало, и они никому не нужны. Существовали люди, как папа Бруно, которые не столько поддерживают идеи фашизма, сколько просто выполняют приказы, чтобы сохранить свою семью. Боролись за жизнь в то время и несчастные люди, не воевавшие, например, евреи, как Шмуэль, которых попросту безжалостно уничтожали. А ещё встречались такие, как Бруно, которые плохо понимают, что к чему, и живут, надев розовые очки.
    Многие наши соотечественники говорили и говорят про немцев плохое: "Немцы, немцы...фашисты", а немцы тоже самое про наших. Я уверен, что дело не в народах, а в людях, и нельзя судить всю нацию по некоторым её представителям, в любом народе есть и добрые люди, и злые, и умные, и глупые. Джон Бойн в своей повести языком 9-летнего ребёнка даёт нам самим возможность подумать и разобраться в той страшной войне, сделать собственные выводы.

    Мне кажется, что своё произведение автор создал, как человека во время войны: начало - рождение, повествование - трудная, непредсказуемая жизнь, а резкий конец - смерть, конец жизни, которая в любой момент может просто оборваться.
    Я считаю, что "Мальчик в полосатой пижаме" - хоть и трудная, но нужная человеку книга. Советую её тем, кто хочет попытаться по-настоящему понять Вторую мировую войну, с разных сторон, не однобоко. Ещё ни одна книга не пробуждала у меня столько мыслей, как эта. Мне повесть очень понравилась за её правдоподобность и за философский язык Джона Бойна, помогающий задуматься после прочтения.

P.S. Есть много сильных фильмов о войне: например, очень надолго остался в памяти "Список Шиндлера". Он о сильном и мужественном народе, но вечно страдающем - евреях и человеке, немце, который  с начала войны использовал их как работников на своей фабрике, а потом проникся состраданием к ним и начал спасать мужчин, женщин, стариков, детей, всех евреев, кого только мог. Книга и фильм очень похожи, по событиям, по мыслям, и, на мой взгляд, прочитав книгу, нужно посмотреть фильм, и наоборот. Они, действительно, потрясающие, и никого не оставят равнодушным!

Если кому-то интересно, то вчера я посмотрел ещё один фильм, который точно вряд ли забуду - "Жизнь прекрасна". Это точно!
Приятного всем чтения и просмотра!

2 комментария:

  1. Тим, малодушно в последнее время избегаю сложных эмоционально книг и фильмов. Об этой книге слышала и читала отзывы давно. Молодец, что взялся и осилил. Я подожду, надо созреть)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валентиновна, у меня тоже сейчас непростой период в чтении: я переосмысливаю значение и своё отношение, читаю нестабильно, иногда с паузами, с отзывами не успеваю совсем. Но мне везёт на насыщенные и эмоциональные книги.
      За последний месяц это были "Пока я на краю" Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак и "Беда" Гэри Шмидта. Разные, но нужные каждая по-своему.
      Сейчас у меня на столе роман "Пик" Роланда Смита.
      Все подростковые и современные - как раз по мне!

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.