Добро пожаловать всем-всем-всем!

Хоть Проект "Читать не вредно - вредно не читать", для которого создавался блог, и закончился, блог продолжает тему детской и подростковой литературы (книг для детей и подростков и о детях и подростках) для разного возраста и разной тематики. Поэтому здесь особенно приветствуются отклики ребят и девчат!

Другие темы и события, конечно, тоже обсуждаются, если они интересны или необычны!

Приятного всем общения!

суббота, 24 мая 2014 г.

Евгений Ельчин "Сталинский нос", Ольга Громова "Сахарный ребёнок" (38 неделя проекта)

19 - 25 мая
    Впервые за весь проект, да и за всю свою жизнь, я прочитал книги для детей, которые назову политическими. Очень необычно было их читать и очень тяжёлые были впечатления. Небольшую повесть "Сталинский нос" Евгения Ельчина порекомендовала +Katja Ivanova. Только она посоветовала послушать сценическую читку, а мне захотелось почитать её самому.
    Книга меня очень удивила, потому что я не ожидал, что в прежние времена было возможно то, о чём в ней говорится. Мне всегда нравилось советское время из рассказов моих родных, из советских фильмов и мультфильмов. Только я больше слышал о второй половине XX века. Я знаю, что тоже всё было непросто, как в любые времена. Кстати и в книге "Время всегда хорошее" (мой отзыв о ней >>>) об этом писали Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак. Но в "Сталинском носе" повествуется о событиях первой половины XX века, когда любого человека могли арестовать прямо посреди ночи по одному лишь доносу соседа, да и любого человека. И увезти ночью в тюрьму на "воронках" (специальных чёрных машинах НКВД).
    Главный герой повести - Саша Зайчик, обычный советский школьник с необычными родителями: мама его была американкой (поэтому его прозвали Американец, но она умерла), а папа работает на Лубянке в органах безопасности и ловит шпионов. Самая большая мечта Саши - стать пионером, а потом коммунистом. Он научился отдавать салют ещё до года, когда ещё говорить не умел. Он знает наизусть все пионерские законы и правила. И больше всего на свете он любит и уважает вождя Советского Союза - товарища Сталина (он пишет ему письмо, где благодарит за своё счастливое детство и клянётся стать борцом за коммунизм). А вот поступать по этим пионерским правилам он не мог, хотя и очень хотел. Потому что был трусом.
    Однажды ночью его жизнь круто перевернулась - отца арестовали и его выселили из коммунальной комнаты. Он остался совсем один. Но пошёл в школу, собираясь вступить в пионеры. Он очень верил и ждал, что отец вернётся и Сталин в этом поможет. 
    Было страшно читать  о том, что случилось в школе. Не представляю, чтобы сейчас могло так быть. Он сначала из-за своей трусости подвёл под наказание одноклассника, которого считали врагом народа (только потому что были арестованы его родители-евреи). Но потом всё переменилось и он сам стал врагом народа. К нему вернулся его бумеранг (как говорится, не рой другому яму - сам в неё попадёшь!).
    А чем вся эта история закончилась - я вообще не ожидал. Я раньше не думал, что подлые люди - трусливы в одиночку, а вместе с такими же, как они сами, кажутся сильными и стараются уничтожить тех, кто сильней их. Но один в поле не воин!
    Мне кажется, что в то время было очень страшно жить, когда люди исчезали бесследно, без вины расстреливали, а люди с властью могли сделать что угодно, причём безнаказанно.
    Эта история обрывается, она не закончена. Но мне кажется, что ничего хорошего Сашу уже не ждёт, хотя он и встречает хорошего человека в конце повести. 
    Думаю, что такие книги читать детям надо, но лучше со взрослыми, потому что я не всё понимал.

    После "Сталинского носа" мне захотелось почитать что-нибудь ещё о том же времени. Похожее не нашлось, но мне в руки попала замечательная книга Ольги Громовой "Сахарный ребёнок" (история девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской). События начинаются в начале XX века.

    Книга - удивительная!!! Она написана по воспоминаниям реальной девочки Эли, которой вначале повести 3 года. Начало - бесподобно хорошее: доброе и весёлое. Но что маленькой героине и её маме Юлии потом пришлось пережить - пересказывать просто неправильно! ЧИТАТЬ ВСЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Вы знаете, что такое ЧСИР? Что такое репрессии? Какой была жизнь в ссылках, например, в Киргизию? Я теперь немного представляю - кошмар. Как жестоки и подлы бывают люди! И сколько добрых людей может быть, готовых помочь и поддержать. Сколько всего я узнал!
    Потрясение! Надо обдумать и ещё перечитать книгу. Цитировать можно полкниги, наверно - много хороших мыслей о жизни. Мне понравились многие герои книги, потому что Эле и её маме в жизни встретилось очень много хороших людей.
"Жив-жив, курилка!" - так поддерживали друг друга они с мамой в трудную минуту!
    Сама Стелла Натановна Нудольская на своей рукописи написала их с мамой девиз: "НЕ ПОЗВОЛЯЙ СЕБЕ БОЯТЬСЯ!"
    А папа перед арестом учил маленькую Стеллу, кто такой хороший человек:
Хороший человек всё делает сам.
Хороший человек ничего не боится.
Хороший человек развязывает все узлы сам.
Хороший человек умеет терпеть.
    Думаю, я теперь всегда буду помнить, что 30 октября - день политзаключённых, о том времени и о людях, живших тогда в страхе, и об их мужестве. Как это ужасно и неправильно!

Давайте читать такие жизненные повести!

P.S. Кстати, в книге есть настоящие фотографии некоторых героев повести. А некоторые - были придуманы автором, потому что сама Стелла Натановна Нудольская (Эля в повести) умерла, не увидев этой книги. Как жаль...

8 комментариев:

  1. Неделю назад я купила книгу "Сахарный ребенок";) Еще не читала.
    Похоже, мы с вами идем одним курсом!!!;)
    "Сталинский нос" я не купила. Не знаю, почему. Название не очень понравилось;))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, мне кажется, что "Сахарный ребёнок" не может оставить равнодушным, потому что она очень честная и трогательная. Даже не верится, что люди могли пережить такие испытания и страдания! А ведь всё это было правдой!!!
      А в "Сталинском носе" нос сыграл действительно важную роль, но эту книгу я читал в электронном виде. Название кажется шуточным, а сама история совсем не смешная, а очень трагичная. Оказывается, это тоже часть истории нашей страны. Я знал, что людей арестовывали, но не думал, что это было так жестоко и не предсказуемо, и так страшно.
      Раньше я не думал, что в других детских книгах тоже описывается несправедливость в обществе и их тоже можно назвать политическими. Например, "Чиполлино", "Буратино" - только в детстве я по-другому их воспринимал.

      Удалить
  2. Тим, а вы уже составили список для чтения на летних каникулах?;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, нам каждый год дают список, но не обязательный, а рекомендованный. Я читаю выборочно, потому что чаще всего хочется почитать и свои книжки.
      А Ваша дочка (кстати, как её зовут?) совсем не умеет читать или уже пробует?

      Удалить
    2. Дочку зовут Настя. Буквы знает, но почему-то читать не хочет;(((
      Мне это очень обидно и горестно, так как библиотека у нас роскошная. Я долго собирала детскую часть библиотеки. Сама люблю качественную иллюстрацию;) Утешает только это;)))) Собирала и для себя, получается;)

      Удалить
    3. Елена, мне кажется главное - не заставлять и не давить. Настя сама обязательно захочет, если вы будете читать вместе! Просто её время не пришло пока. Я вот начал читать в 6 лет, а Эля в "Сахарном ребёнке" - в 3 года. У каждого свой возраст - не переживайте! Спокойствие, только спокойствие, как говорил знаменитый Карлсон :))

      Удалить
  3. Здравствуй, Тим! Новые книги кроме тайны несут с собой удивление, радость или печаль... Но каждая книга помогает нам чуть больше разобраться в себе, если мы этого хотим... А после Вашего отзыва хочется прочитать и прочувствовать эти истории, спасибо:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, эти книги были для меня неожиданными. Может быть, Вы уже читали похожие книги и на Вас они произведут совсем другое впечатление. Я просто старался написать отзыв честно и рад, что Вам он понравился. Спасибо Вам!

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.